Opium Mass

музыка 2010. джеймс ферраро

3 комментария

Поскольку топы лучшего за год опубликовали уже все, кто должен был, вышедшая буквально неделю назад пластинка Джеймса Ферраро «Night Dolls with Hairspray» в итогах 2010-го упомянута не будет — а жаль. Потому что это всего-навсего лучший альбом года.

Надо, наверное, перед тем, как расписывать достоинства альбома, пояснить для незнающих, кто вообще такой Джеймс Ферраро. Ферраро — один из изобретателей придуманного Дэвидом Кинаном стиля «гипнагоджик-поп»; даже не один из, а конкретно его изобретатель. Вместе со Спенсером Кларком, ныне практически эксклюзивно существующим под именем Vodka Soap, Ферраро составлял группу The Skaters, делавшую мутный нойз-дроун в домашних условиях, звучавшую в лучших своих проявлениях как полевые записи с просторов мезозойской эры и издававшуюся, как полагается, сверхограниченным тиражом на кассетах и виниле. В 2007-м Ферраро начал пачками штамповать сольные альбомы, сначала под тысячей псевдонимов, потом переключившись на собственное имя. Все именные сольники Ферраро были примерно разными, но одинаковыми: стремившиеся поймать совершенно различные настроения, они по сути были стандартным дроуном, иногда чуть более хаотичным, иногда — совсем прямолинейным. До этого года у Ферраро в активе было очень много шлака, несколько приятных работ («Last American Hero/Adrenaline’s End», «Heaven’s Gate», «Clear», «iAsia» — все очень хорошие) и один бесспорный шедевр — CD-R «Marble Surf», сорокаминутная дроун-сюита, одним махом очеловечевшая жанр для неподготовленных слушателей. В «Marble Surf» одновременно били колокольчики, звучали ангельские хоралы, тихо поигрывал бесконечную мелодию синтезатор — и в результате получалась заповедная красота.

В 2010-м Ферраро пошел совсем другим путем. На смену дроуну явился дикий инструментальный психодел, ужасно фрагментарный на первый взгляд, но очень осмысленный при повторных прослушиваниях. Альбом «On Air», который музыкант выпустил весной, — пожалуй, самая сногсшибательная его работа. Начинается он красивой синтезаторной мелодией, перерастает в больное бессловесное рокабилли, продалжается геройским AOR-ом вроде группы Asia — и так далее, стили Ферраро меняет как перчатки. При этом записано все формально плохо, но очаровательно, аккомпанируется все непонятно откуда взявшимися странными звуками, местами возникают фрагменты мелодий известных песен вроде «The Lion Sleeps Tonight» — в общем, если и есть на свете пластинка, которая по максимуму подошла к эталонному кинановскому описанию гипнагоджик-попа (что гипнагоджик-поп — это как будто ты американец в восьмидесятых, тебе восемь лет, ты находишься в полусне, из окна доносятся звуки города, а в соседней комнате родители очень часто меняют радиоволны) — то это «On Air».

На «Night Dolls with Hairspray» Ферраро переносит эстетику «On Air» в песенный формат — и получается у него это так, что всем, кто до сих пор играет психоделик-поп, надо слушать и учиться. Как он звучит? Представьте себе, что очень плохой гитарной группе псилоцибиновых наркоманов с карликом в качестве вокалиста предложили переиграть саундтрек к позабытой американской восьмидесятнической комедии про старшеклассников, записали все это на четыре дорожки, а потом грубо порезали полученный результат на кусочки и собрали заново. Сквозь шум закаливающих частот прорываются божественные попсовые мелодии, похожие разом на The Cars, Simple Minds и The Psychedelic Furs и иногда прерывающиеся несистематизированным набором звуков, а поет при этом очень агрессивный восьмиклашка. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно.

Конечно, все это похоже на Пинка и его многочисленных эпигонов и учеников вроде Гари Уора, но градус безумия у Ферраро гораздо выше, чем у них всех вместе взятых. Там, где Пинк сбивался с дистиллированного сумасшествия на красивую меланхолию вроде «Among Fields» или «Life in LA», Ферраро ебошит с плеча. Шум, гитарные риффы, стрекот, синтезаторный гул, — в общем, жизнь, — здесь не прекращаются ни на секунду. При этом, несмотря на кажущуюся хаотичность, на самом деле у Ферраро все очень цельно, нисколько не вымученно и не разбросано по альбому, как бог на душу положет: мелодии вытекают одна из другой, куплеты коррелируют с припевами, чисто шумовые вставки находятся ровно там, где и должны быть, да и с точки зрения песенного программирования альбом выстроен безупречно.

И он же ужасно смешной. Все эти голоса обиженных на жизнь маленьких задротов, песни с названиями «Killer Nerd» и «Lipstick on Ants», тексты о том, как протагонист мечтает, чтобы его выпороли ремнем перед всем классом, сэмплы колокольчиков будто из песни «Mr. Blobby» в конце-концов — все это погружает в сознание абсолютно испорченного подростка. В гениальном сериале «Реальные пацаны» есть такой персонаж Базанов — классический тормоз, которого в школе, наверняка, не считали своим ни ботаны, ни гопари, который феноменально не отдупляет, и который теперь работает в милиции — так вот, герои «Night Dolls with Hairspray» это тот же Базанов в классе девятом, только со скрытой, паранормальной тягой к садизму и различным сексуальным фетишам. И, кажется, таким героям на западе (у нас ест группа «Птицу Емъ», но и она немного не о том) никто не давал еще слова. И уж тем более никто не делал музыки, прекрасно соответствующей их внутреннему миру.

Written by murmanskdays

Декабрь 16, 2010 в 9:45 пп

Опубликовано в Uncategorized

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] This post was mentioned on Twitter by Виталий Кулёв, Max Nikolaev. Max Nikolaev said: музыка 2010. джеймс ферраро: http://t.co/LzLrKrw […]

  2. действительно крутой альбом. но вот «on air», например, я, сколько ни пытался, понять не смог — какой-то он вымученный; в «marble surf» ведь буквально ангелы летают, а тут вместо этого какая-то каша. ну и «night dolls», при всём его обаянии, — это же примерно продолжение всяких ранних опытов Ферраро типа lamborghini crystal, сделанных, по сути, по тому же принципу — друг друга сменяют обрывки таких вот слегка размазанных сапогом по асфальту песен. только теперь всё поярче и поотчётливее, но до монолитности и красоты «сёрфа» не дотягивает, по-моему.

    joed_out

    Декабрь 17, 2010 at 7:43 дп

    • lamborgini crystal — это совсем клонирование пинка, но обаяния не лишенное; на night dolls, по-моему, ферраро свой язык нашел. а on air и правда каша, но в этом и есть его смысл; одни из главных элементов гипнагоджика — это же неструктурированность, обрывочность и незавершонность, и on air их очень хорошо выражает. а marble surf более традиционная работа, хотя тоже великая, конечно.

      murmanskdays

      Декабрь 17, 2010 at 7:54 дп


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: