Opium Mass

главные альбомы 2010-го. часть 2.

4 комментария


«Como Now: The Voices of Panola County, Mississippi»
22 июня 2006 года люди из Daptone Record приехали в маленький город Комо в штате Миссисиппи и записали в местной церкви час госпелов, исполненных а капелла. Через два года издали; результат — чуть ли не лучший госпел-альбом, который когда-либо выходил. Я, возможно, преувеличиваю, но ни одна другая запись в этом жанре, по-моему, не обладает такой силой. «It felt like real religion in there that afternoon», — говорит Ирен Стивенсон, одна из исполнительниц. Нельзя не согласиться. Божественная музыка — в прямом и переносном смысле.


Sun Araw — «The Phynx»
Музыка Камерона Стэллонса, он же Sun Araw, в последнее время приобрела очертания лизергиновой экзотики пополам с гитарной вакханалией некоторых пластинок Нила Янга, стала практически полностью спокойной и благостной, поэтому легко забыть, что начинал он со зверски страшной и беспокойной музыки. Мастер многослойной музыки, Стэллонс на «The Phynx» накладывает на зацикленные сэмлы каких-то птиц неспешный кантри-бит, на все это — мрачный синтезаторный гул, а сверху добавляет гитарный дисторшн и испорченный примочками бессловесный вокал. Получается будто бы саундтрек к сцене убийства главного героя воображаемого вестерна изподтишка. Я слушал этот альбом в этом году десятки раз и каждый раз пугался.


Julius Eastman «Unjust Malaise»
Про Истмена я уже писал, но не упомянуть его здесь будет преступлением. Как будет и недооценка его абсолютного гения.


Martin Archer — «In Stereo Gravity»
Великий забытый альбом двухтысячных. Без одного из лучших меломанов страны и комментатора этого блога, скрывающегося под псевдонимом sagevaporgut, я бы о нем в этом году не узнал — и спасибо, что все-таки узнал. Мартин Арчер — ветеран британского джаза, начинавший саксофонистом в разнообразных ансамблях, а к 90-м окончательно себя нашедший на почве странной музыки. Его альбомы — коллажи из musique concrete, электроакустической импровизации, взбалмашного авангардного джаза и электроники; «In Stereo Gravity» — безусловно, самый цельный и осмысленный из тех, что я уже послушал. Сам Арчер об этой пластинке исчерпывающе написал на сайте своего лейбла — так что отсылаю вас к нему.


The Verve — «The Verve EP»
Об этой группе что-то бессмысленно писать, потому что примерно все знают песню «Bittersweet Symphony» — но значительно меньше людей знают, что The Verve начинали с великолепного гитарного дрим-попа, на голову и шею выше, по-моему, всего мечтательного шугейза тех времен. Это их первая и лучшая запись; забудьте про то, что из себя сейчас представляет Ричард Эшкрофт, и послушайте.


Chris Watson — «Weather Report»
Пластинки в жанре полевых записей очень редко хорошо сделаны — в первую очередь из-за того, что большинство работающих на этой ниве людей являются абсолютными пуристами,для которых пленка — нечто неприкосновенное. Крис Уотсон же свой материал режет, кромсает и собирает целое из кусочков, записанных в разных районах мира, — и уже этим он интереснее большинства. «Weather Report» — идеальная демонстрация его навыков; особенно это касается завершающей диск вещи «Vatnajökull», аудиосимуляции процесса возникновения, существования и гибели во льдах океана огромного ледника, длящейся всего восемнадцать минут, но оставляющей шокирующее впечатление. Ютюба не будет, потому что это в данном случае бессмысленно.


David Pritchard — «Nocturnal Earthworm Stew»
Великая пластинка канадской электроники из семидеястых. По сути — территория BBC Radiophonic Workshop и прочих государственных студий экспериментальной музыки, наводнивших планету в то время, только гораздо богаче по аранжировкам, существенно сложнее по форме и попросту необыкновенней. Название передачи «В гостях у сказки» хорошо этот альбом описывает.


The Mighty Diamonds — «Leaders of Black Country»
Незаслуженно забытый и недооцененный альбом в дискографии великого ямайского трио вокалистов. Очень красивое, живое регги на политическую тематику.


Микаэл Таривердиев — «Я такое дерево. Автопортрет»
Компиляция из пяти разных песенных циклов, написанных на стихи Поженяна, Хемингуэя, Ашкенази, Светлова и Вознесенского соответственно, и записанных в разные годы 60-х и 70-х. На самом деле — будто один целый альбом: через стихи разных поэтов красной линией проходят похожие темы (пустая трата жизни, боязнь смерти, любовь и сострадание), да и мелодический почерк Таривердиев всегда оставлвася неизменным. Тридцать коротких, преимущественно очень тихих и как-то по-отцовскинежных песен, каждая из них такая, что, слушая, можно вырвать собственное сердце. В школьных сочинениях есть клише «Произведение заставляет задуматьсяя о…» — так вот, совсем не ясно, о чем именно заставляет задуматься «Я такое дерево». То ли о том, что живешь зря; то ли о том, что жизнь в принципе прекрасна.


«The American Song-Poem Anthology: Do You Know the Difference Between Big Wood and Brush?»
Антология песен-стихотворений семидесятых — то есть песен, написанных различными шарлатанскими фирмами на стихи заказавших их людей. Тексты — наиглупейшие и нелепейшие, музыка сочинялась за тридцать минут и писалась с одного дубля, в результате каждая вещь на этом диске очевидным образом является шедевром. Царь жанра, героинщик Родд Кит, игравший на двух десятках инструментах и писавший безумно красивую музыку, здесь представлен всего пятью песнями, но его коллеги не подкачали — вещи «Human Breakdown of Absuridity» и «Jimmy Carter Says Yes», например, входят в золотой фонд американского сонграйтерства. Даже если эту компиляцию вы слушать не хотите — обязательно посмотрите фильм про феномен песен-стихотворений, безусловно одну из лучших документальных лент о музыке.


The Triffids — «Born Sandy Devotional»
Безоговорочно главный для меня альбом года. Двадцатитрехлетний австралиец Дейв Маккомб утащил в 83-м утащил свой маленький оркестр в Лондон — и там записал лучшую в мире пластинку о неразделенной любви, музыкально похожей одновременно на Кейва, джэнгл-поп, группу The Zombies и кантри, но целиком представляющую собой уникальную смесь всего вышеперечисленного. Каждая песня на «Born Sandy Devotional» въелась в мои кости; за каждую из этих песен, я уверен, подавляющее большинство сонграйтеров прошлого, настоящего и будущего отдалибы свои правые руки; выбрать одну для того, чтобы закончить — невозможно решительно. The Triffids запишут еще три (очень хороших) альбома, потом распадуться, а Маккомб уйдет в долголетний запой, закончившийся пересадкой сердца в 33 и смертью в 38. Для тех, кому интересно — Энвин Кроуфорд написала гениальное эссе про альбом, я лучше сделать не смогу.

Written by murmanskdays

Декабрь 30, 2010 в 4:15 пп

Опубликовано в Uncategorized

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. Вы используете WordPress, вы знаете, блоги было прохладно

    Livro PHP

    Декабрь 31, 2010 at 12:15 пп

  2. здорово, что ты так проникся Арчером.
    здорово и то, что Арчер соседствует с The Triffids. и с Таривердиевым.
    мест, где такое (и в такой предельно честной форме) было бы возможно, кроме этого блога, я не знаю.
    так что еще раз выражаю надежду на регулярное появление новых постов здесь.
    и с наступающим!

    sagevaporgut

    Декабрь 31, 2010 at 5:16 пп

  3. спасибо, как прекрасно, что вы пишите

    kira

    Декабрь 31, 2010 at 6:07 пп

    • да,продолжайте, продолжайте. вы пишите остро и как-то поперек, и часто из того, что описывайте, охота срочно найти и послушать. что-то удивляет, что-то радует (и вообще, я другого мнения относительно Канье Уэста))))), но оч интересно читать. и никак не могу поделиться ссылкой на сайт на фейсбуке, кстати. как-то кнопка share не работает.

      stalski

      Январь 3, 2011 at 4:04 пп


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: