Opium Mass

музыка 2010. очень кратко

with one comment


Ignatz — «I Hate This City»
Бельгийский музыкант Игнатц никогда не упоминался в контексте гипногогической поп-музыки — а надо бы. На некоторых предыдущих альбомах Игнатца его седативный, расслабленный блюз, инспирированный явно не довоенными негритянскими мастерами, а скорее гитаристами с северо-запада Африки, транслировался будто бы из сломанных радиоприемников. На новом флер гипногогии немного ушел на второй план, на первый вылезли песни — и, как по мне, этого делать не стоило. Песни Игнатца чрезвычайно похожи, даже с нескольких прослушиваний отличить их друг от друга нелегко, они, в конце концов, просто невыдающиеся, но, по крайней мере, совсем не бесят. В общем — не альбом, а отличный пример того, что в современной музыке, вертящейся вокруг поп-форм, вовсе не мелодии, а звук часто спасает положение.


Daniel Jones — «When on and off collide»
Cremaster — «Igneo»
Neil Davidson — «Do not send to Tweed»

Новая пачка трехдймовых дисков лейбла «Cathnor», специализирующегося на электро-акустической импровизации; все — сдеаланные принципиально различными методами. «When on and off collide» Дэниела Джонса — пятнадцать минут тишины, изредка прерываемой различными звуковыми модуляциями и шорохом; пожалуй, самая неинтересная работа из всех трех. «Igneo» франко-испанского дуэта Cremaster — мрачный диалог между электрогитарой и микшерным пультом, волны фидбека пополам с грохотом; скорее, саундтрек к воображаемому фильму ужасов чем тихие звуковые полотна, у многих ассоциирующиеся с жанром. Наконец, самый мощный диск — «Do not send to Tweed» Нила Дэвидсона, двадцатиминутный кусок музыки, сыгранный на акустической гитаре. Свою гитару Дэвидсон препарирует так, что звучит она большую часть времени как стрекочащий мотор поломанной машины — но даже без осознания того, что все это сыграно на акустике, «Do not send to Tweed» очень хорош. Это чрезвычайно точная, сблансированная, изящно структурированная и нескучная импровизция, под конец перерастающая в гулкий дроун. Слушать все три работы надо, разумеется, целиком — но ютюбы ниже, может быть, дадут понять, как все это звучит.



Mathilde 253 — «Mathilde 253»
Барабанщик Чарльз Хэйуорд, один из отцов-основателей великой пост-панковской группы This Heat, участник недолго жившего ансамбля Фила Манзанеры Quiet Sun и занимательный сольный артист (его альбом «Survive the Gesture» 87-го — одна из главных, по-моему, незамеченных почти никем арт-поповых работ восьмидесятых), собрал новую группу. Называется она Mathilde 253 и в ней на равных с Хейуордом правах участвуют гитарист Хан Ерл Пак и трубач Йен Смит — два отличных британских импровизатора, с кем только за сво карьеру не переигравшие, от великого соратника Энтони Брэкстона Вадады Лео Смита до Дерека Бейли. На первой и пока единственной их пластинке еще звучит саксофон Лола Коксхила, одного из главных людей на британской джаз-сцене вообще, — но он выступает в качестве приглашенного гостя. Как можно догадаться, музыка Mathilde 253 — свободная импровизация, в которой джазовая идиома превалирует, но которая до собственно джаза, даже в самом свободном его понимании, не доходит. Если бы пластинку записали только Пак, Смит и Коксхил — это было бы интересно, безусловно мастерски, но, думаю, немного скучно; Хейуорд же своими барабанами, тяжелыми, находящимися будто в стороне от самой музыки, не пытающимися ни поспеть за ней, ни задать ей ход, дает импровизациям Mathilde 253 третье измерение. Он поразительно точно для человека, который большую часть жизни играл музыку неимпровизированную, слышит своих коллег, дает им пространство для жизни и никогда не перетягивает одеяло на себя — но именно его-то слушать отдельное удовольствие. Хочется еще отметить настроение музыки: в последнее время кажется, что в Англии среди импровизаторов заведено играть либо чрезвычайно агрессивно и быстро, либо совсем летаргически — а Mathilde 253 играют будто посередине между этих темпов. Никакой агрессии, но в сон тоже не клонит.


Natural Snow Buildings — «Waves of the Random Sea»
Соланж Гаурт и Меди Амезиан, тихая семейная пара из Бургундии, уже десять лет проивзодят музыку, которую невозможно охарактеризовать одним определением — это одновременно и свободный фолк, и акустический дроун, и небанальный пост-рок, и мрачный эмбиент, и полевые записи, и даже (иногда) классическая лоу-файная поп-музыка; в композициях Natural Snow Buildings, большинство из которых длится больше десяти минут, намешано так много всего, что раскрываются они с самых неожиданных сторон. «Waves of the Random Sea» — одно из самых коротких их полнометражных творений (длится он всего лишь чуть менее часа; для группы, чей недавний релиз занимал есть кассет по 90 минут — серьезный шаг) и одно из самых худших. В создании своей безусловно очень красивой, на вид — сложной, на деле — простой музыки, Natural Snow Buildings дошли до автоматизма. На «Waves of the Random Sea» нет ни одной новой идеи; это, по сути, кропотливая переработка их предудщих альбомов «The Centauri Agent» и «Shadow Kingdom», только скучнее. Временами — когда Соланж начинает петь, например, — их музыка трогает сердце, большую часть времени — когда звучит гудящий поток из разнообразных акустических инструментов, — нет. Списывать Natural Snow Buildings со счетов рано, но это, определенно, не та пластинка, с которой с ними можно начать знакомство.


Richard Youngs — «Atlas of Hearts»
Новый альбом шотландского музыкального хамелеона Ричарда Янгса — эфемерный свободный акустический песенный фолк. Приятно, что после не самых удачных экспериментов с синтезаторами и электрической гитары Янг возвращается в уютный для него стиль, но ожидать чего-то сверхдоступного вроде его гениального поп-альбома «Beyond the Valley of Ultrahits», здесь не стоит. Это довольно странная, способная спугнуть неподготовленного слушателя пластинка, в которой Янгс позволяет себе делать с песнями вольности различного рода — и при всем при этом очень скучная. Из всей обширной Янгса дискографии «Atlas of Hearts» больше всего похож на альбом «20th Century Jams» — но там протяжные песни под акустику были сделаны куда интереснее.


«Thai? Dai! The Heavier Side of the Luk Thung Underground»
Очередная компиляция лейбла «Finders Keepers», чьи работники без устали копаются в самой разнообразной забытой музыке со всего света. На сей раз — четырнадцать песен тайских гаражных рок-групп семидесятых. Тайская популярная музыка того времени стояла на распутье: раньше в ней четко дифферинцировались два стиля, люк-танг («деревенские песни») и люк-крунг («городские песни»), соответственно, поселковые рассказы о драконах и принцессах, спетые под акомпанимент народных инструментов, и светская поп-музыка с западными влияниями, — но в семидесятых эти два подхода начали превращаться в нечто единое, и «Thai? Dai!» призван эту смену музыкального ландшафта задокументировать. Большинство групп здесь действительно подстраиваются под запад (одна из песен использует музыку Морриконе из «Хорошего, плого, злого», другая — фактически является кавером на «Iron Man» Black Sabbath), но при этом в их песнях чувствуется абсолютно тайский мелодизм, выражающийся хотя бы в свойственном для Тайланда вокале. В отличие от большинства сборников экзотичного среднеазиатского гаража того времени, на «Thai? Dai!» упор сделан не на простые кальки с иностранных групп, а на гибрид традиционных и западных влияний — и уже этим эта компиляция лучше многих подобных.

Written by murmanskdays

Февраль 1, 2011 в 3:05 пп

Опубликовано в Uncategorized

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. Зачем же вы постом выше комментики отключили? Мое доморощенное остроумие снова пропало зря.
    Ну и ладно в принципе, а за подборку спасибо, но в качестве просьбы: эти штуки с лейбла «Cathnor» действительно интересные, а ваты с вафлями далеко не у всех есть — вы, пожалуйста, выкладывайте полностью по возможности, вас вряд ли кто-то покусает.

    Аноним

    Февраль 3, 2011 at 6:26 пп


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: