Opium Mass

музыка 2011. компиляции

3 комментария

Сборников малодоступной или просто никогда не издававшейся музыки в последние годы стало выходить куда больше, чем, скажем, десять лет назад. Причины понятны: мода на архивное и неизвестное; горячие сердца архивариусов-коллекционеров, всю свою жизнь занимавшихся пропагандой маргинальной музыки третьего мира и каталогов забытых лейблов сорокалетней давности, десятилитеиями коллекционировавших пластинки на семьдесят восемь оборотов и старый шеллак, и, наконец, в обход больших компаний, которым вся древняя музыка кажется дичью, дорвавшихся до издания пластинок; сильное и незаметное изменение канона рок-музыки, произошедшее по большей части благодаря возросшей доступности информации о музыке, приходящей не из западной цивилизации, и породившая собой ситуацию, когда самые известные африканские, азиатские или японские музыканты прошлого становятся настолько же значимыми для среднестатистического западного меломана, как главные американские или английские группы 70-х; возросший интерес к музыке прошлого, вызванный обострившейся ретроманией. Это все очень правильно и очень хорошо — и ровно так же хорошо, что ретроспективы потерянной до этого в вечности музыки переиздаются. Понять, впрочем, что из всего этого слушать, а что — нет, подчас совершенно невозможно. В результате, можно наткнуться на такие сборники, как «Those Shocking Shaking Days» (гигантская компиляция индонезийского рока, большая из которого похоже на медленные песни Uriah Heep, что совсем не является комплиментом) или «Acid Rumba» (коллекция обычной попсовой румбы, на которую был наложен модный гитарный дисторшн; совершенное свинство такое издавать). В помощь я решил рассказать вам не о всех, а о пяти пока что лучших архивных компиляциях, выпущенных в этом году.


«Light Sounds Dark and Psychemagik Present After the Void» (Light Sounds Dark)
Грубо говоря, новая компиляция лондонского лейбла Light Sounds Dark, сделанная при посредничестве дуэта диджеев, продюсеров и крейтдиггеров Psychemagik, вряд ли может считаться стандартным ретроспективным сборником — это, скорее диджейский микс, изданный на виниле и CD, в котором песни не привязаны к какой-то конкретной эпохе или стране, — но материал здесь подобран самый что ни на есть редкий и интересный (к тому же, это просто по всем параметрам фантастический диск, мимо которого пройти нельзя). В фокусе — семидесятые и ранние восьмидесятые: на сборнике соседствуют сербский нью-фэйв, французский танцевальный авангард, анонимная лайбрари-музыка, созданная на самых современных для середины 70-х синтезаторах, немецкий космический фолк с Яки Либецайтом из Can на ударных и норвежский психо-фанк. Подобных крейтдиггерских сборников всякого странного старья выходит тоже очень много — но редко когда они цепляют так, как «After the Void»; с этой пластинки ни одну песню выкинуть невозможно, и переслушивать ее хочется ровно столько же, сколько хочется дышать. Один из лучших аудиодокументов этого года.




Ilaiyaraaja «Solla Solla: The Electronic Pop Sound of Kollywood 1977-1983» (B-Music)
Ретроспектива самой продуктивной эпохи в творчестве тамильского кинокомпозитора с труднопроизносимым именем Илаийараайа, работающего еще с начала шестидесятых и сочинившего музыку примерно к 950 фильмам. Я смотрел только один тамильский фильм — гениальный прошлогодний трехчасовой «Робот», — но и к нему написал музыку Илаийараайа; подозреваю, что он озвучил вообще все тамильские фильмы, известные человеку. В кино Индии музыка повсеместно играет роль не только закадрового звукового сопровождения, а часто выходит на первый план — как раз тогда, когда в фильме появляются песни. Песни не статичные, абстрагированные от основного действия, как это бывает в случае с западными киномюзиклами, а меняющиеся вместе с действием, приобретающие странные формы в соответствии с тем, что написано в сценарии или задумано режиссером — и из-за этого они практически всегда внутри себя дробятся на части, меняются резко и неожиданно. Вот этого дробления, которое, например, очевидно в творчестве Сачина Дев Бурмана, Илаийараайа умел очень хорошо избегать. На «Solla Solla» песни тоже меняются — диско-фанк здесь внезапно оборачивается какой-то модернизированной рагой, помпезные соло сменяются натуральной поделкой под «Мотаун» — но все происходит крайне интеллигентно, не разрушая общую динамику песен. Слушать неимоверно интересно — а, главное, очень весело.




«Cartenga! Curro Fuentes & The Big Band Cumbia and Descarga Sound of Colombia 1962-1972» (Soundway Records)
Если несколько лет назад было никуда не деться от компиляций африканской музыки, то сейчас никуда не деться от компиляций музыки латиноамериканской: в этом году, например, вышел сборник американизированной сальсы, очередная подборка колумбийского рока и ретроспектива прекрасного лейбла Fania Records. Впрочем, лучшая вещь, касающаяся латинской музыки, из тех, что появились в 2011-м — вот эта, записи лейбла Discos Fuentes, изданные в шестидесятых и спродюсированные Курро Фуентесом, сыном основателя фирмы. Discos Fuentes считаются колубийским аналогом «Мотауна» — но только в контексте влиятельности и революционности; музыка здесь — вовсе не поп-песни, а немного видоизмененная корневая кумбия, вобравшая в себя влияния кубинских ансамблев пятидесятых и раннего американского джаза. Чрезвычайно печальные, даже отстраненные от мира в своей печали, песни, под которые нужно не плакать, а танцевать — по крайней мере, обилие синкопированных ритмов и огромного количество духовых, подчас выдающих умопомрачительно виртуозные короткие соло, за которые многие могли бы отдать руки, к этому располагает. Простая и нежная музыка, совсем не затронутая модой на гитары и психоделию той эпохи.




John Morales «The M&M Mixes Volume 2: NYC Underground Disco Anthems & Previously Unreleased Exclusive Disco Mixes» (BBE)
Вторая (первая была издана в прошлом году) подборка диско-переделок Джона Моралеса — нью-йоркского (кончено же) продюсера, диджея и человека, который начал делать и играть самодельные ремиксы и реэдиты еще тогда, когда технология не позволяла делать их практически каждый день хоть по сто штук. Слово «underground» в названии с борника никого не должно путать: мутант-диско или чего-то подобного вы здесь не услышите; за основу своих реэдитов Моралес брал диско вполне просто и попсовое. Он даже толком ничего не переделывал и не изменял совсем кардинально внутреннюю логику песен — а просто делал акцент на некоторых неочевидных моментах, менял местами вокальные и инструментальные партии, позволял им длиться столько, сколько ему хотелось. Единственный минут «M&M Mixes Volume 2» — то, что компиляция получилась очень долгой и ровной, хорошей, но почти без тех моментов, когда от счастья хочется хлопать в ладоши. Единственное исключение — вещь, которую я предлагаю послушать прямо сейчас.




«Never a Pal Like Mother: Vintage Songs & Photographs of the One Who’s Always True» (Dust-to-Digital)
Метод работы владельцев лейбла Dust-to-Digital, семейной пары по фамилии Ледбеттер из Атланты, уже на протяжении десяти лет остается неизменным: они ищут по всей Америке сумасшедших коллекционеров древнего довоенного винила — а затем с большой любовью компилируют из лучших найденных ими записей тематические сборники. Их последняя на сегодняшний день работа — подборка песен, посвященных матерям, — издана в виде 96-страничной книги с фотографиями и эссе; но два диска с музыкой — вещь здесь совершенно центральная. Подборка почти исключительно американоцентристская (хотя, например, услышать здесь можно и тринидадское калипсо, и польские танцы — но это, естественно, исключения): старый госпел без какого-либо музыкального сопровождения, дикие блюзы с говорящей губной гармошкой, трогательное кантри и кокетливый ранний джаз. Все — абсолютно гениально. Релизы Dust-to-Digital вообще отличает сумасшедший подход к качеству материала: Ледбеттеры прослушивают тысячи разных песен, и из них потом выбирают 30-40 — и, таким образом, случайных вещей на их дисках в принципе не бывает. Дочь своего отца Розана Кэш пишет в предисловии к приложенной книге, что песни на «Never a Pal Like Mother» не могли быть написаны сейчас — и это полная правда: для большинства старой, аграрной, черной Америки довоенного времени образ Матери был одним из ключевых символов веры в преодоление любых трудностей; именно о Матери здесь поют так, как подчас не поют и о Боге – с любовью и страхом, но с непередаваемой нежностью к родному человеку. На мой взгляд, эти два диска — лучшая музыка, изданная или переизданная в 2011-м году.

Written by murmanskdays

Август 18, 2011 в 11:07 дп

Опубликовано в Uncategorized

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. Вы большой молодец, Олег. Не пропадайте больше.

    Роман

    Август 19, 2011 at 6:14 дп

  2. Отличнейшая подборка! Спасибо) осталось «всего-навсего» разыскать всё это счастье

    лёша

    Август 19, 2011 at 7:01 дп

  3. Ссылка на youtube — не Сачин Дев Бурман, а Рахул Дев Бурман — его сын.

    гурукен

    Сентябрь 19, 2011 at 3:38 дп


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: